Животные в символике.

 

В мифологических традициях животные выступают как олицетворение космических сил и в положительном, и в отрицательном их аспекте; они воспринимаются как сосредоточие творчества или же хаоса. Существует ряд космогонических мифов, в которых используются образы животных. Распространены сюжеты о предначальном жертвоприношении животного как залоге творения мира: о битве бога-творца, олицетворяющим хаос, с животным- чудовищем, которое надлежит убить или обуздать во имя будущего мира. Животные выступают как опора земли: мировой змей или черепаха и т.п.


 

Животных характеризует связь с божественным и сакральным. Некоторые божества наделялись териоморфными характеристиками или ассоциировались с определенными животными. В облике священных животных почитались обычные божества, которых они олицетворяли. В целом считалось, что то или иное животное является проявлением священного. В качестве такового оно наделяется амбивалентными характеристиками – как опасное ( что выражается в табу против его истребления) и как благоприятное ( в магии и т.п.). Животные некоторых видов (например, ядовитая змея) считаются одновременно и благотворными, и опасными. Этот факт отражает ключевой аспект сакрального, то есть обладание сверхъестественной силой.

Распространены представления о положительных, созидательных функциях животных. Так, например, известны герои-животные, которые открывают человеку различные предметы и установления культуры; нередко встречается сюжет о похищении животным у богов огня для людей.

 

«Во всех мифах о происхождении огня — от Австралии до Америки — главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу огня. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого огня, в других — как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть огонь, озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворённые (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают огонь от животных или с помощью животных, не случайно. Перед нами — яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание огнём — один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда огнём владели животные, а люди его не имели»

 

 

Существуют противоположные представления о том, что животные являются воплощением хаотических и демонических сил. Животные предстают в качестве стражей сокровищ, олицетворяя опасности, которые надо преодолеть герою на пути к высшим ценностям. В других сюжетах животное противостоит овладению людьми культурой и должно быть побеждено героем-человеком.

Общеизвестное явление – это ассоциация определенного вида животного с колдунами или ведьмами. Также животные нередко становятся воплощениями злых сил, смерти или болезней.

Охотясь на животных, убивая и поедая их, человек рассматривал собственное тело как продолжение тела зверя. Сознавая свою инаковость относительно животных, он, тем не менее, не мог не принимать во внимание биологические и функциональное родство с последними. В рамках отношений человек – животное существуют представления о происхождении людей от животных. В некоторых религиозных и фольклорных традициях жизнь человека представляется связанной с жизнью конкретного животного: уничтожение одного из них ведет к гибели другого. Существенным оказывается и мотив связи животного и души человека, которая актуализируется в трех основных разновидностях: души видятся имеющим животную форму, проводниками душ в царство мертвых являются животные, обычно крылатые – птицы или бабочки; души перерождаются в новую жизнь в облике животного.

Отношения сходства между человеком и животными обычно основаны на принципах антропоморфизма и аналогии. Последние лежат в основе многих териоморфных имен собственных; они также нашли отражение в жанре басен, в «Физиологе» (2 век до н.э.) и средневековых бестиариях, которые наделяли мифических либо реальных животных определенными характеристиками. И басни, и бестиарии способствовали формированию эмблем, которые фигурируют в геральдике и иконографии. С другой стороны, существовала обратная традиция наделения человека чертами тех или иных животных. Так, например, один средневековый автор следующим образом описывает животное начало в человеке:

«По жадности он – волк, по хитроумию – лев, по плутовству и лживости – лиса, по лицемерию – обезьяна, по завистливости – медведь, по мстительности – тигр, по злоязычию, богохульству и склонности к клевете – пес; это змея, что питается землей, — по скупости, хамелеон – по изменчивости, патера – по ереси, василиск – по сладострастности взора, дракон, вечно мучимый жаждой, — по пьянству, свинья – по сладострастию».

Аналогии между животными и людьми играют значительную роль и в различных концепциях. Аристотель в своей «Физиогномике» утверждает, что люди с внешними чертами, напоминающими определенных животных, обладают и нравом, приписываемым этим животным. Подобное представление проявляется в выражениях типа «челюсть бульдога». Оно также лежит в основе использования растений и животных в древних целительных практиках, алхимии и астрологии, где животные, растения и минералы, как и черты человеческой личности, ассоциируются со знаками зодиака или планетами.

Образы животных в совокупности представляются собой особый символический язык, для понимания которого необходимо учитывать общий контекст. Существенным фактором служит порядок расположения: горизонтальный подразумевает соположение в пространстве, тогда как вертикальный – иерархическое подчинение. Также важна общая структура композиции: симметричное изображение двух животных друг против друга (например, щитодержатели в геральдике) выражает идею равновесия, справедливости и порядка; изображаемые одно над другим животные могут воплощать идею дуализма. Значение образа также зависит от места животного в символической картине мира. Многие животные наделяются собственной символикой и связываются с определенными качествами (например, сова с мудростью, лев – с силой, орел – с бессмертием).


Герб Московского Государственного Тех.Университета «Мами»

Герб Московского гос. Института Электронной Техники.
(В центре щита золотая сова, стоящая на золотом ступенчатом постаменте. Щитодержатели: справа — золотой лев с пурпурным кремлевским мерлоном; слева — золотая лань с песочными часами)

 

Символическая классификация может основываться на их соотнесенности с одной из четырех стихий: акватические животные и амфибии связываются с водой; пресмыкающиеся – с землей; птицы – с воздухом; звери – с огнем. Другая классификация предполагает выделение двух категорий: животные естественные и фантастические.

 

Обсудить у себя 3
Комментарии (3)

здОрово! очень познавательно

В гербе МГТУ есть что-то масонское...

Там полно масонского)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить просмотры